Изобразительное искусство в детском саду

 




 

Изобразительное искусство в детском саду

 

Рисование с натуры (когда детям предлагается срисовать тот или иной предмет), развивает глазомер, чувство пропорции, учит детей внимательно рассматривать предметы, определять их конструкцию, характер, цвет и т.д. Без овладения этими навыками невозможно достоверно передать форму, цвет и расположение предмета в пространстве, иными словами невозможно научиться мыслить пластически. Рисуя с натуры, ребенок не только осваивает изобразительную грамоту, но и развивает воображение и творческие способности.

Рисование по памяти и по представлению — более сложная задача. Ведь, рисуя по памяти, необходимо очень хорошо себе представлять, как выглядит то, что изображаешь. Рисунки вашего ребенка по памяти будут удачными лишь в том случае, если у него хорошо развита зрительная память. Рисование по памяти и по наблюдению учит ребенка работать над рисунком и цветом, не имея перед собой изображаемого объекта, а основываясь лишь на сложившиеся представления о нем.

Ежедневные наблюдения способствуют тому, что в нашей памяти скапливается информация об основных признаках предметов. Мы знаем, что стакан имеет форму цилиндра, что у животных есть голова, туловище, лапы и хвост, что у человека есть голова, туловище, руки и ноги. Однако без специальных наблюдений, без предварительной серьезной и вдумчивой работы «с натуры» невозможно воспроизвести по памяти, как они выглядят в том или ином положении, при том или ином освещении, а значит, невозможно осуществить творческий замысел.

Необходимо, чтобы галерея образов в зрительной памяти ребенка постоянно пополнялась, чтобы каждый день приносил новые яркие впечатления. Безусловно, совсем необязательно ежедневно ходить за впечатлениями в театр или в цирк, вполне достаточно обыкновенной прогулки, во время которой можно понаблюдать за облаками или полюбоваться искрящейся на солнце рекой.

Роль целостных, эмоционально окрашенных «запавших в душу» впечатлений, чрезвычайно важна в развитии творческого воображения детей.

Не менее важно обращать внимание детей на характерные особенности предметов. Например, на прогулке можно показать ребенку, что стволы и кроны деревьев отличаются друг от друга (по толщине, по высоте, по форме, по цвету). Или, например, видим ворону: ворона — это птица, а птиц очень много, и все они разные. Чем же они отличаются друг от друга, ведь у каждой есть голова, туловище, крылья? А отличаются птицы размером, цветом и узором оперения и т.д.

Такие короткие диалоги можно вести о чем угодно. Они разовьют зрительную память ребенка, помогут пополнить его «копилочку образов», и тогда маленький художник без труда выполнит любое задание по памяти.

«Декоративное рисование» познакомит вашего ребенка с основными приемами построения декоративной композиции, с традициями декоративно-прикладного искусства и с различными художественными промыслами. Как известно, традиции многих народных промыслов пришли к нам из глубокой древности. Так, например, знаки мезенской росписи по дереву удивили археологов своим сходством с наскальными рисунками в Заонежье, которым 2000 лет. Поэтому, занимаясь декоративным рисованием, дети одновременно узнают много нового об истории нашей культуры.

Декоративное рисование невозможно без знания разнообразных мазков, которые использовались и по сей день используются народными мастерами. Мазки эти применяются не только в декоративно-прикладном искусстве, но и при рисовании с натуры, по памяти и при создании тематических композиций. Во время изучения различных техник традиционной декоративной росписи ребенок быстро укрепит кисть, что поможет ему точнее изображать окружающий мир и даст уверенность в своих силах и возможностях, а это очень важно для преодоления комплекса «неумения рисовать».

В любом городе есть краеведческий или этнографический музей, где собраны прекрасные коллекции декоративно-прикладного искусства. Сходите в такой музей вместе с ребенком, чтобы он почувствовал всю красоту традиционного народного искусства.

«Тематическое рисование» — это творческая работа ребенка, в которой он пытается отобразить свою оригинальную трактовку мира. Тематическое рисование развивает фантазию ребенка, формирует его индивидуальность. Тематическая композиция требует от маленького художника особой подготовки, и не столько в технике рисования, сколько в способности мыслить образами и создавать художественные образы, используя при этом весь багаж своих знаний и умений. Сохранившиеся в зрительной памяти образы обобщаются, и рождаются новые — художественные образы. Воображение художника во многом зависит от его наблюдательности и зрительной памяти. Поэтому работе над композицией предшествует работа по памяти и с натуры.

Творческая работа обязательно должна вызывать только положительные эмоции, только успех должен ожидать маленького художника при завершении композиции. Чтобы творческие замыслы вашего ребенка воплощались, принося радость и удовлетворение от проделанной работы, не будьте равнодушными, постоянно интересуйтесь, как обстоят его дела на занятиях по рисованию, какие успехи, какие трудности. Попросите ребенка нарисовать дома то, что рисовали в детском саду, попросите его поучить рисованию вас. Такая игра отлично закрепляет полученные знания. Ваш интерес к творчеству ребенка (и к рисованию вообще) не только побудит его серьезно относиться к изобразительному искусству, но и улучшит взаимопонимание в вашей семье.

Помогая ребенку в рисовании, надо говорить на профессиональном языке, так, как говорит воспитатель, а затем и учитель в школе.